Основы цвета


Контраст цветового насыщения - часть 3


Основные упражнения по контрасту насыщения могут быть проведены на листе, расчерченном наподобие шахматной доски на двадцать пять квадратов. Чистый цвет помещается в центре, а нейтральный серый одина­ковой яркости в каждом из четырёх углов. Затем сме­шиваем серый цвет с чистым, постепенно получая четы­ре более или менее разбавленных промежуточных тона. Для выявления контраста насыщения, необходимо уст­ранить контраст светлого и тёмного, с тем чтобы яркость всех квадратов была одинаковой.

     Рисунки 38-41 дают нам представление о тончайших световых возможнос­тях контраста насыщения в хроматических модуляциях. Подобные упражнения могут быть выполнены и на ос­нове размещений вместо серого цвета в угловых квад­ратах цветов, дополнительных к цвету центрального квадрата. При этом всё будет гораздо более ярким, чем при упражнении с серым цветом. Если мы хотим добиться выразительности всей компо­зиции, используя только контраст насыщения без вся­ких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть под­мешан к яркому, то есть яркий красный должен контра­стировать с блёклым красным, а синий яркий с блёк­лым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блеклым красным. Иначе чистый контрас" насыщения будет заглушен дру­гими новыми контрастами, например, контрастом холо­да и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

      Блёклые тона — главным образом, серые — кажутся жи­выми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной до­ски» в каждом втором квадрате разместить нейтраль­ный серый цвет, а в промежуточных квадратах размес­тить яркие цвета той же осветлённости, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яр­кие цвета покажутся менее яркими и относительно ос­лабленными. Использование контраста насыщения можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Музей города Ренн; Анри Матисса (1869-1954 «Пеон», Нью-Йорк, Музей современного искусства и Поля Клее (1879-1 940} «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин